Комплексная безопасность 2011
Комплексное использование вторичных ресурсов
Экология большого города
10_Чистая вода
Применение водорода и природного газа в авиации
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 

В последние годы в России был проведён большой объём работ по изучению возможности применения в качестве альтернативных топлив криогенных горючих — сжиженного природного газа (СПГ) и жидкого водорода (ЖВ).

В 70-х годах Правительством страны было поручено ОКБ А. Н. Туполева совместно с многими институтами и специализированными предприятиями исследовать эту возможность. Для этого была проведена большая научно-исследовательская и конструкторская работа в результате которой был создан первый в мире экспериментальный самолёт Ту-155 на базе серийного пассажирского самолёта Ту-154. Двигатель НК-8-2у был доработан для работы на ЖВ и СПГ, созданы криогенные системы и агрегаты, разработана система обеспечения безопасности. Эти работы позволили совершить самолёту Ту-155 около 60 длительных полётов при этом отказов криогенной силовой установки не было.

Отработка агрегатов и заправка самолёта ЖВ и СПГ производилась на специально созданной экспериментальной базе.

Первый полёт самолёта Ту-155 на ЖВ был совершен 15 апреля 1988 г., а на СПГ — 18 января 1989 г.

Click to see real size

В связи с обеспеченной высокой надёжностью и безопасностью криогенных систем были совершены показательные полёты в г.г. Братислава, Ницца, Ганновер, Берлин из аэропорта Шереметьево с заправкой от заправщиков различного типа и различных фирм. При исследовании было зафиксировано значительное уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

ОАО «Туполев» до настоящего времени продолжает работать в направлении применения альтернативных топлив, разрабатывало и испытывало самолётные криогенные конструкции на основании чего были созданы проекты модифицированных самолётов на СПГ Ту-204К и Ту-334К, имеющие значительно лучшую экономичность по сравнению с традиционными видами топлива.

В 1990—1994 годах совместно с немецкой фирмой Дойче Аэрбас ОАО «Туполев» выполнили большой объём работ и показали возможность модифицировать самолёты А-310 и До-328 для применения ЖВ.

По нашему мнению сейчас целесообразно принять в качестве альтернативного авиационного топлива СПГ, а по мере истощения запасов углеводородного сырья перейти на использование ЖВ.

Разработчик

Туполев, ОАО